Новые пожертвования на строительство монастыря

Имя Сумма Дата
Анонимно 300 ₽ 22.03.2025
Владимир 37000 ₽ 20.03.2025
Григорий 300 ₽ 16.03.2025
Анонимно 500 ₽ 15.03.2025
Александр 1000 ₽ 12.03.2025
Ольга 350 ₽ 11.03.2025
Зинаида 5000 ₽ 08.03.2025
Роман 350 ₽ 07.03.2025
О упокоении Андрея 1000 ₽ 03.03.2025
Помочь возведению монастыря

История нашего храма

В 19 веке собственной церкви в деревне Старочервово ещё не было, однако на другом берегу реки Томь в деревне Смолино был построен храм в честь Архангела Михаила. Чтобы посещать службы, старочервовцы переправлялись через реку паромом. К сожалению, в 1989 году деревянная церковь, которая простояла в Смолино более двух веков, была разрушена. В 2013 году на её месте установлен Поклонный Крест.

Предположительно в начале 20 века в центре деревни, рядом с кладбищем была построена небольшая часовня. По некоторым данным после установления советской власти в 1919 году она была разрушена партизанским отрядом анархиста Григория Рогова, по сохранившейся о нём информации, он особенно беспощадно уничтожал священников и православные храмы на территории нашего региона.

Примерно через 5 лет после разгрома на этом же месте, возле кладбища, была построена маленькая деревянная церковь в честь пророка Илии. Но её постигла та же участь: в 1937 году храм Илии Пророка был закрыт, а позднее разрушен, вместе с ним сравняли с землёй и церковный погост.

В конце 90-х годов 20 века один из жителей Старочервово пасечник Степан Иванович Дедков на седьмом десятке лет решил, что в деревне должна быть церковь. К идее начать строительство его подтолкнула местная старушка, которая принесла ему Библию. Бывшему коммунисту и члену КПСС любопытно было узнать «откуда всё началось» и он начал изучать Священное Писание.

 

– Это было летом, я с пчёлами в тайге на кочёвке был, – вспоминал Степан Дедков. – День работаю, а вечером в палатке, один раз прочитал – не понял, второй раз прочитал – яснее стало. Третий раз прочитал – немного вошёл в суть Священного Писания, как оно трактует, как должен жить человек. Посмотрел, как я живу: это же дикость, меня убивать надо за такое отношение к Богу, к тому, что Он создал!

Читая и постигая Библию, Степан Иванович всё больше укреплял в себе идею о необходимости строительства церкви.

– Начал я для себя решать: что же мне делать для Бога, для людей? Свою грешную жизнь исправлять каким путём? – рассказывал Степан Иванович. – Как-то посмотрел передачу о том, что надо возрождать экономическую и духовную жизнь в Кузбассе. Думаю: экономически возрождать я уже не тот – возраст. А духовно... Я уже про себя решил строить церковь.

Он даже с местом определился: решил строить на пригорке недалеко от дома, там. Обратился за помощью к главе местной администрации, только вот ответили ему, что денег на возрождение духовной жизни в селе нет. Тогда Степан Иванович решил, что будет строить храм сам.

– Я хотел втихаря все сделать, а потом поехать к священникам и сказать: вот место – идите, воспитывайте, несите Слово Божье, – рассказывал Степан Иванович. – Однажды в городе увидел, как строится церковь. Зашёл, рассказал про свои планы, попросил чертежи посмотреть. А настоятель выслушал меня и говорит: «Дело правое, правильно надумал. Но тут самостийность не допускается. Ты сходи к владыке и испроси благословения на эти дела».

Владыка Софроний (Будько) идею строительства церкви поддержал, Степана Ивановича на благое дело благословил, однако поручил ему строить церковь гораздо большую, чем тот задумывал. В епархии ему предоставили чертежи, там же он увидел несколько макетов старинных церквей, на одной из которой насчитал 28 куполов. И задумал он поставить на своей церкви 33 купола, в память о каждом прожитом на земле годе Христа.

К ноябрю 2002 года 32 из них были уже готовы. Полутораметровые купола он обшивал железными пластинами, окрашивал специальной краской. Не успел Степан Иванович сделать только главный купол, который должен был быть установлен на храмовой части, и тут случился пожар.

– У меня получалось, что за зиму я все должен был подготовить, чтобы на Пасху служба состоялась. Все погорело…

Руки он не опустил, принялся продолжать строительство церкови, но будучи человеком преклонного возраста, до конца стройки не дожил. В конце 90-х годов продолжил строительство протоиерей Александр Демченко, имевший большой опыт в возведении храмов.

На фото С.И. Дедков и прот. Александр Демченко на месте будущего храма (1999г).

Посетив место будущего храма, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Владыка Софроний высказал пожелание о возведении в деревне Старочервово мужского монастыря. Он мог бы стать первым в Кемеровской области и даже по документам долгое время числился как мужской монастырь…  

Однако, фактически монастыря на тот момент не было. Монашеская жизнь здесь только-только начинала зарождаться: при строящемся храме было образовано небольшое «братство» из нескольких человек: жили здесь вместе, трудились и молились.

– Сначала в церковном домике жили два брата: я да Сергий, – вспоминает один из первых трудников Константин. – Зимой мы ездили в Елыкаево, там тогда был маленький храм Архангела Михаила, где служил отец Александр Демченко. Мы там и пономарили, и сторожили, и топили. Потом к нам в Старочервово Василий Васильевич приехал, потом брат Андрей, потом Дмитрий из Ленинска-Кузнецкого и еще там некоторые люди были, приходили, уходили…»

– Основателем строительного братства по благословению владыки Софрония был Василий Васильевич Бардиер. Он купил для монастыря дом и соорудил здание малого храма на улице Пчелобаза, привëз его на полозьях в Старочервово, когда ещё основного храма не было. Это произошло года за три до завершения строительства отцом Александром Демченко. Служили сначала в нëм. Потом Василий Васильевич ушёл в монастырь, – вспоминает один из членов братства Виктор Бервено.

– Две девочки-иконописицы расписывали этот маленький треугольный храм (треугольник, как символ Троицы) – мы называли его Троицкий. Мы там читали акафист пресвятой Троице, владыка Софроний благословил. У нас лодка моторная своя была, на ней потом отца Даниила с посёлка Береговой привозили служить, а раньше он ездил в объезд. Даже с матушкой они приезжали, после трапезы обратно их отвозили на лодке, такое было время, простота, ничего такого особенного не было, по хозяйственной части всё было, а вот духовника рядом не было, – вспоминает Константин. 

Отсутствие постоянного священника сыграло решающую роль в судьбе едва зародившегося братства.  Объединившимся на почве православной веры людям необходим был духовник, они очень ждали его назначения, но оно всё затягивалось. Без постоянного священника братство просуществовало недолго и в итоге распалось.

– У нас не было большой общины, не было духовника, священника, который бы проводил службы. Было только несколько братьев и Василий Васильевич, начальник наш, – продолжает Константин. – Конечно же, владыка Софроний был нашим духовным отцом, духовным покровителем, и сам он благословил нас на это дело. Хозяйственная база была, но не было духовника, в этом была наша проблема, и по этой причине, скорее всего, наше братство развалилось. Мы очень долго ждали, что владыка назначит нам духовника, но мы не дождались. Приезжал к нам и о. Тихон из Ленинска-Кузнецкого и о. Пимен из Новокузнецка, но ни тот, ни другой не остались у нас. А теперь прошли годы и всё возвращается на круги своя, я очень удивлён, очень восхищён этим, что наше дело не погибло и, что характерно, владыка Софроний начинал это дело, а иеромонах Софроний продолжает его…

Летом 2005 года, храм наконец был достроен. Помощь в строительстве отцу Александру оказывали Александр Викторович Качула, Борис Александрович Кирюхин, Любовь Васильевна Краснолудская, Евгений Анатольевич Салов, Наталия Николаевна Армянинова и многие другие спонсоры и благоустроители.

Первое время храм всю неделю был закрыт, и только по воскресеньям его открывали на несколько часов для проведения службы, а потом вновь закрывали. Священники, как правило, приезжали из Кемерова, и так как служили ещё в других храмах, не могли здесь находиться всегда.

В начале 2000-х годов у подножья живописной горы, буквально в нескольких сотнях метрах от церкви, трудами первого настоятеля протоиерея Александра Демченко и прихожан над бьющим из-под земли родником была построена надкладезная часовня преподобного Александра Свирского.

– Я предлагал Василию Васильевичу облагородить родничок, поставить крест, попросить батюшку освятить. Он отвечал, что всё у нас будет, и источник освящённый со временем будет. Но потом уже отец Александр Демченко завершил это, когда мы разъехались все. Они с отцом Петром освятили этот источник, а духовные чада – благотворители поставили часовню, – вспоминает Константин.

За последующие 15 лет в храме сменилось около 10 священников.

В 2020 году митрополит Аристарх благословил иеромонаха Софрония, основавшего монашескую обитель при храме преподобного Александра Свирского, продолжить строительство монастыря в Старочервово. Регулярные службы и монастырское подворье вновь возродились в этих красивых местах. На месте маленького треугольного храма, в котором начинались вестись службы, теперь расположена трапезная.

В октябре 2022 года в центре деревни Старочервово на месте старого кладбища и разрушенной в 1937 году церкви Илии Пророка установлен Поклонный Крест.

Сегодня в храме Святой Живоначальной Троицы активная приходская и богослужебная жизнь. На воскресные и праздничные службы приезжают молитвенники из города Кемерово, из пригородных населённых пунктов. Летом отец Софроний совершает Таинство Крещения в реке Томь.  С 2022 года при храме проходит всероссийский фестиваль колокольного звона «КАМПАНЪ», поучаствовать в котором приезжают звонари из разных городов. В последний день фестиваля проводится концерт колокольного звона. При храме начала свою работу воскресная школа для детей, в большие церковные праздники после службы проходят творческие вечера и мероприятия, участниками которых становятся юные и взрослые прихожане.

Возобновлено возведение мужского монастыря. В данный момент идёт строительство одного из зданий монастырского комплекса. На первом этаже будут находится производственные помещения: гараж, мастерские, на втором – домовой храм и жилые комнаты для братии. Проводится ремонт церкви: в 2023 году обновлена кровля, забетонирована площадка и обустроена парковка для автомобилей.

На сегодняшний день в монашеской общине состоит восемь человек: настоятель-иеромонах, один монах, один инок и пять трудников. Некоторые приезжают пожить сюда на несколько дней, чтобы помолиться и потрудиться во славу Божию. Кто-то изъявляет желание остаться с намерением в дальнейшем принять монашество.

 

Помогите монастырю